Суббота, 21.06.2025, 15:20

Математика и информатика

Исполнитель "Чертежник" и работа с ним. - урок 1

Конспект урока по информатике в 9 классе.


Тема: «Исполнитель «Чертежник» и работа с ним».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

                Образовательные: проверка домашнего задания: фронтальный опрос по пройденному материалу, формирование знаний об исполнителе «Чертежник», умение работать с ним, изучение среды и систему команд данного исполнителя.

                Развивающие: расширить знание учащихся об исполнителях, применение полученных знаний на практике, развитие памяти, умения анализировать.

                 Воспитательные: воспитывать внимание, самостоятельность.

План урока:

1.   Организационный момент

2.   Актуализация прежних знаний, проверка домашнего задания

3.   Ознакомление с новым материалом, постановка целей урока и закрепление его на практике

4.   Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока:

1. Здравствуйте, присаживайтесь за компьютеры, возьмите с собой свои тетради.

2. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что было задано на дом.

   Проверим правильность ваших решений практическим путем, как мы проделывали это на прошлом уроке. Откройте пожалуйста «Мои документы» папку «ROBOT», еще одну с таким же названием, затем папку«ALG» и запустите задачу «WATER». И проделайте задачу по составленному вами алгоритму.

     На примере данной задачи давайте вспомним что такое исполнитель, среда и система команд исполнителя?

     Хорошо, мы вспомнили, что такое исполнитель, а что же такое алгоритм, кто даст определение?

3. Откройте пожалуйста тетради и запишите тему урока «Исполнитель «Чертежник» и работа с ним». Цель сегодняшнего урока — научиться работать с исполнителем «Чертежник», изучить среду и систему команд данного исполнителя.

Перед вами на столе лежит справка об этом исполнителе, ознакомьтесь пожалуйста с ней, каждый вдумчиво прочитайте.

Кто же является исполнителем?

Для чего предназначен этот исполнитель?

Что является средой?

Какова система команд исполнителя?

    Давайте посмотрим на практике как выполняется каждая команда. Для этого в Пуске откроем папочку КУМИР.

  Вы видите перед собой как в простейшем случае записывается алгоритм на алгоритмическом языке. Слова лаг, нач, кон называются служебными и служат для оформления алгоритма. Часть алгоритма до служебного слова нач называют заголовком алгоритма, а часть между словами нач и кон — телом алгоритма.

     Давайте разберем команды данного исполнителя.(на доске)

  Если перо Чертежника находится в точке (x, y), то по команде «сместить на вектор (a,b)» Чертежник сместит перо в точку с координатами (x+a,y+b). Если  перо опущено, то при этом будет нарисован отрезок от старого положения пера до нового. По команде «сместиться в точку (х,у)» задаются точные координаты, к которые сместится перо, по аналогии, если перо было опущено, то  будет нарисован отрезок.

    Попробуем с помощью Чертежника нарисовать прямоугольник.

Как это сделать? Можно начать с нижнего левого угла и, двигаясь против часовой стрелки,нарисовать все 4 стороны прямоугольника, не отрывая пера от бумаги.

(в этот момент учитель подробно показывает все шаги на доске, ученики проделывают за своими компьютерами).

    Какие же команды и в какой последовательности нужно для этого дать Чертежнику? Пусть в начальный момент перо поднято. В левый нижний угол можно попасть, скомандовав сместиться в точку (1,1).Теперь надо нарисовать прямоугольник. Для этого прежде всего нужно вызвать команду опустить перо. После этого перо будет расположено  в точке (1,1) и опущено. Для рисования прямоугольника воспользуемся командой «сместиться в точку».

Сместиться в точку (3,1)

сместиться в точку (3,2)

сместиться в точку (1,2)

сместиться в точку (1,1)

  После выполнения этих команд прямоугольник будет нарисован, а опущенное перо будет расположено снова в левом нижнем углу — в точке (1,1).

  В этот момент вся картинка изображена и осталось поднять перо, чтобы лист бумаги можно было вынуть: поднять перо.

  Сохраним данную программу.

   А теперь, запишем алгоритм построения прямоугольника с помощью команды «сместиться на вектор».

Сместиться на вектор (1,1)

опустить перо

сместиться на вектор (2,0)

сместиться на вектор (0,1)

сместиться на вектор (-2,0)

сместиться на вектор (0,-1)

поднять перо

      Сохраним данную программу.

      В обоих случаях нижний левый угол находится в точке (1,1). А сейчас давайте попробуем изменить координату начальной точки и посмотрим, что получится. Проделать в обеих программах.

Какой вывод мы можем сделать?

      Самостоятельная работа:

ЗАДАНИЕ: С помощью Чертежника составить алгоритм написания буквы М. Записать алгоритм, используя любую команду.

4. Давайте подведем итоги урока.

    Как вы считаете цель, поставленная в начале урока вами достигнута?

    Что нового вы сегодня для себя узнали?

    Как вы оцениваете свою работу?

    Чтобы хотели изменить в ходе урока?

Запишите домашнее задание:

ЗАДАНИЕ: С помощью Чертежника составить алгоритм написания буквы И,Р, так чтобы рисунок не изменился в зависимости от точки приложения.

Спасибо за работу можете быть свободны.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • ГОУ СОШ № 544