Конспект урока по информатике в 9 классе.
Тема: «Игра «Жизнь»».
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цели урока:
образовательная:
ознакомить учащихся с игрой «Жизнь»,.
развивающая:
расширить знания учащихся о более сложных имитационных моделях развитие умения анализировать.
воспитательная:
воспитывать внимание, умение слушать друг друга, умение самостоятельно работать, воспитание сосредоточенности, усидчивости, воли.
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация прежних знаний
3. Ознакомление с игрой «Жизнь»
4. закрепление полученных знаний на практике, реализация данной модели
5. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания
Ход урока:
1
- Здравствуйте, сегодня мы будем работать не за компьютерами, поэтому садитесь за парты.
2
- Как было уже сказано на прошлом уроке, сегодня мы продолжим рассматривать имитационную модель, но более сложную форму — это игра «Жизнь».
- Давайте сначала вспомним, что же такое компьютерное математическое моделирование?
- Что такое имитационная модель?
- Вы дома изучили параграфы, скажите как вы понимаете в чем заключается игра «Жизнь»?
3
- Хорошо! Сейчас я вам расскажу более подробно, затем запишем правила данной игры и попробуем немного поиграть.
- Игра «Жизнь», придумана американским математиком Джоном Хортоном Конуэя, сотрудником Кембриджского университета. Возникающие в процессе игры ситуации очень похожи на реальные процессы, происходящие при рождении, развитии и гибели колонии живых организмов. Эта игра необычна и красива. Для игры «Жизнь» вам не понадобится напарник, в нее можно играть одному.
- Пусть «Жизнь» - многоклеточное сообщество, населяющее пустыни. Для определенности предположим, что пустыня — прямоугольное поле, разделенное на квадратные клетки, каждая из которых может содержать организм — один элемент «жизни». Организмы умирают, рождаются, меняются поколения. Основная идея игры состоит в том, что начав с какого-нибудь простого расположения «организмов», находящихся по одному в клетке, проследить за эволюцией исходной конфигурации под действием «генетических законов» Конуэя, которые управляют рождением, гибелью, выживанием организмов.
- Запишем правила игры. Каждую клетку окружают 8 соседних клеток, 4 соседние клетки имеют с ней общие стороны и 4 общие вершины.
- Новое поколение получается из предыдущего по правилам игры:
1. Выживание. Каждый организм, имеющий 2 или 3 соседних организма выживает и переходит в следующее поколение.
2. Гибель. Каждый организм, у которого больше 3 соседей, погибает из-за перенаселения. Каждый организм, вокруг которого свободны все клетки или же занята одна клетка, погибает от одиночества.
3. Рождение. Если рядом с пустой клеткой оказывается ровно 3 клетки, в которых есть жизнь, то в ней рождается новый организм.
- Важно понять, что гибель и рождение всех организмов происходит одновременно.
- Если рисовать ходы на бумаге можно это сделать так:
1. начать с конфигурации, где организмы изображены кружочками, закрашенными в черный цвет.
2. определить, какие организмы должны погибнуть и перечеркнуть соответственные кружочки.
3. найти все свободные клетки, где должен произойти акт рождения и к каждой из них изобразить окружность.
4. выполнив все эти указания, еще раз внимательно проверить, не сделано ли каких-либо ошибок, затем перенести конфигурацию на новый чертеж: а) перенести не зачеркнутые кружочки; б) перенести окружности, как кружочки; в) не переносить зачеркнутые кружочки.
4
- Прочитайте пожалуйста еще раз внимательно правила игры.
- Сейчас я задам начальную конфигурацию и вы у себя в тетрадях проследите эволюцию.
- По цепочки все выходят к доске.
- Конфигурация, которую я сейчас задам, называется «навигационные огни».
5
- Показать как это выглядит при реализации на языке программирования (программа на Q basic).
- Давайте подведем итоги урока. Что нового вы сегодня для себя узнали? Вам понравилась данная игра? Что бы вы хотели изменить в ходе урока?
- Запишите домашнее задание: разобрать и перечертить таблицу Основных понятий после главы.
- Спасибо за урок, до свидания!