Суббота, 21.06.2025, 13:34

Математика и информатика

6 класс. Тема: Положительные и отрицательные числа.



1). 6 класс. Тема: Положительные и отрицательные числа.

2). Цель: пробуждение и развитие у учащихся устойчивого интереса к математике и ее приложениям; формирование представления об основных периодах развития математической науки как части общечеловеческой культуры; формирование научного мировоззрения.

3). Форма: рассказ учителя; короткие сообщения учеников на заданную тему; выпуск стенгазеты.

4). Литература:   Гнеденко Б. В. Краткие беседы о зарождении и развитии математики, изд. АПН, М.—Л., 1946.

5). Фрагмент: Сообщение о возникновении отрицательных чисел.

Первые понятия об отрицательных величинах сложились примерно к I в. до н.э. в процессе решения уравнений. Этому особенно способствовали коммерческие вычисления, в которых отрицательные числа имели наглядный смысл убытка, расхода, недостатка и т.д.

Не только египтяне и вавилоняне, но и древние греки не знали отрицательных чисел. Понятие отрицательного числа появляется при решении систем линейных уравнений. Для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской, на которой числа изображались с помощью счетных палочек. Так как знаков + и — в то время еще не было, палочками красного цвета изображали положительные числа, отрицательные же — палочками черного цвета. Отрицательные числа долгое время называли словами, которые означали «долг», «недостача». Даже в VII в. в Индии положительные числа толковались как имущество, а отрицательные — как долг. В древнем Китае были известны лишь правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел; правила умножения и деления не применялись.

Вот правила сложения и вычитания, изложенные индийским математиком Брахмагуптой в VII в. н. э.:

Таблица 1.

 

Современная запись

Правила Брахмагупты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

Сумма двух имуществ есть имущество.

Сумма двух долгов есть долг.

Сумма имущества и долга равна их разности.

Сумма имущества и равного долга равна нулю. Сумма нуля и долга есть долг.

Сумма нуля и имущества есть имущество.

Долг, вычитаемый из нуля, становится имуществом.

Имущество, вычитаемое из нуля, становится долгом.

 

В Европе отрицательные числа упоминаются уже у Леонардо Фибоначчи (XII—XIII вв.). Отрицательные числа находят некоторое применение и толкуются как «долги» и у других европейских ученых    XIV—XVI вв.; однако большинство ученых называет новые числа «ложными», в отличие от «истинных» положительных чисел.

Это отношение мало изменилось и после того, как немец­кий математик Михаил Штифель дал в 1544 г. новое определение отрицательных чисел, как чисел, «меньших, чем ничто», то есть меньших нуля. Несмотря на то, что эта точка зрения означала шаг вперед в деле теоретического обоснования отрицательных чисел, общая неясность относительно природы новых чисел не исчезла. Люди долгое время не могли привыкнуть к мысли, что существует величина «меньше, чем ничто...» Сам Штифель писал: «Нуль находится между истинными и абсурдными числами...»

В произведении французского математика, физика и философа Декарта «Геометрия», изданном в 1637 г., описывается геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел; положительные числа изображаются на числовой оси точками, лежащими вправо от начала 0, отрицательные — влево. Геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел привело к более ясному пониманию природы отрицательных чисел, способствовало их признанию. Представляя положительные и отрицательные корни уравнений противоположно направленными отрезками, Декарт тем самым считал, что эти корни равноправны, одинаково реальны, хотя и продолжал по традиции называть одни истинными, другие — ложными.

Однако, ввиду того, что правила умножения и деления с отрицательными числами по-прежнему оставались необоснованными, даже в XVIII в. все еще продолжался спор между учеными о том, можно ли признавать отрицательные числа действительно существующими самостоятельно, как и числа положительные.

Такое признание отстаивали, в частности, И. Ньютон, Эйлер и почти все русские математики того времени. Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX в., когда была развита достаточно строгая теория положительных и отрицательных целых чисел.


Сообщение о Рене Декарте.

Рене Декарт прожил относительно недолгую жизнь, но его философские взгляды и работы в области математики оставили неизгладимый след. С самого раннего детства Рене остался без матери, она умерла через несколько дней после его рождения. Мальчик не отличался крепким здоровьем и рос болезненным ребенком. Восьми лет Рене отдали в одну из лучших школ, утвержденных Генрихом IV, иезуитскую коллегию Ля-Флеш. В ней он оставался до 17 лет. Основными предметами, преподававшимися в коллегии, были богословие и философия. К счастью, здесь же обучали математике. Декарт много путешествовал, изучая людей, испытывая самого себя в ситуациях, в которые ставила его судьба. Однажды, гуляя по улицам города Бреда (Голландия), Декарт увидел группу прохожих, собравшихся перед наклеенным на стене плакатом. Заинтересовавшись, он подошел, но не смог прочитать, так как не знал фламандского языка. Тогда он обратился к прохожему с просьбой перевести содержание текста. Незнакомец с насмешкой посмотрел на молодого человека и сказал, что на плакате напечатан публичный вызов к решению геометрической задачи и что он, пожалуй, переведет ему текст задачи, если Декарт возьмется ее решить. Незнакомец оказался профессором И. Бекманом. Каково же было удивление Бекмана, когда на другой день Декарт принес ему решение задачи. Так начались занятия Декарта математикой под руководством Бекмана, продолжавшиеся в течение двух лет. Затем еще четыре года странствий и возвращение на родину. Работы Декарта, как философа и ученого, навлекли на него преследования церкви: его сочинения были внесены Ватиканом в список запрещенных книг. По приглашению шведской королевы он переезжает в Стокгольм, но первая же северная зима губительно подействовала на слабое здоровье Декарта; он умер в феврале 1650 г. Декарт был одним из творцов новой науки. Созданная им аналитическая геометрия, введение понятия о переменной величине и функции стали поворотным пунктом в развитии математики.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • ГОУ СОШ № 544