Конспект урока по информатике в десятом классе.
Тема: «Графы и сети».
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
образовательная:
сформировать у учащихся понятие «граф», познакомить с видами графов, сформировать навыки построения графов
развивающая:
расширить знания учащихся об информационных моделях на графах, развитие коммуникативных способностей, умение анализировать
воспитательная:
воспитывать внимание, сообразительность, умение самостоятельно работать
План урока:
-
Организационный момент
-
Постановка целей урока
-
Актуализация прежних знаний, практическая работа
-
Изложение нового материала – введение понятия «граф»
-
Постановка домашнего задания и подведение итогов урока
Ход урока:
1.Постановка целей урока.
2.Практическая работа на тему «Модели и система».
Работа с карточками:
1. Что такое модель? Приведите примеры моделей.
2. Начертите схему, какие бывают модели, приведите примеры.
3. В чем состоит задача системного анализа?
3.Изложение нового материала.
Данные, используемые в любой информационной модели, всегда определенным образом упорядочены, структурированы. Иначе можно сказать так: данные, на которых базируется информационная модель представляет собой систему со всеми характерными признаками – элементным составом, структурой. Рассмотрим один из основных способов описания структур данных: графы.
Задача 1. Задача о перестановке четырех коней. Исполнитель – Конюх. Напишите алгоритм (для исполнителя Конюха) перестановки коней из начального (исходного) положения в конечное (целевое) (рис.1).
Рис.1
Конь перемещается за один ход либо на два поля по вертикали и одно поле по горизонтали, либо на два поля по горизонтали и одно по вертикали (буквой «Г»). Конь может перепрыгивать через стоящие на его пути другие фигуры, но может перемещаться (ходить) в нашей задаче только на свободные поля.
Решение. Каждой клетке доски сопоставим точку на плоскости, и если из одной клетки можно попасть в другую ходом коня, то соединим соответствующие точки линией, получим граф (рис. 2)
Рис.2
Начальная и конечная расстановки коней изображены на рисунке 2.
Написание алгоритма перестановки коней для исполнителя Конюха становится очевидным.
Алгоритм перестановки коней
Действие, производимое исполнителем, – это одно перемещение какого-нибудь коня на доступную клетку поля. Запись действий формализируем: сначала обозначим поле, с которого надо переставить коня, потом нарисуем стрелку, а затем обозначим поле, на которое надо поставить коня. Один из возможных алгоритмов имеет вид:
Шаги |
Команда |
Номер коня |
Шаги |
Команда |
Номер коня |
1 шаг |
a1→c2 |
1 |
9 шаг |
a3→b1 |
1 |
2 шаг |
c1→b3 |
2 |
10 шаг |
a1→c2 |
2 |
3 шаг |
c3→a2 |
3 |
11 шаг |
c1→b3 |
3 |
4 шаг |
a3→b1 |
4 |
12 шаг |
c3→a2 |
4 |
5 шаг |
c2→a3 |
1 |
13 шаг |
b1→c3 |
1 |
6 шаг |
b3→a1 |
2 |
14 шаг |
c2→a3 |
2 |
7 шаг |
a2→c1 |
3 |
15 шаг |
b3→a1 |
3 |
8 шаг |
b1→c3 |
4 |
16 шаг |
a2→c1 |
4 |
Введение понятия графа.
Информация о некотором реальном объекте может быть представлена по-разному. В разговорной речи мы используем словесное (вербальное) представление информации. Вот, например, словесное описание некоторой местности: «Наш район состоит из пяти поселков: Дедкино, Бабкино, Репкино, Кошкино и Мышкино. Автомобильные дороги проложены между: Дед-ййно и Бабкино, Дедкино и Кошкино, Бабкино и Мышкино, Бабкино и Кошкино, Кошкино и Репкино». По такому описанию довольно трудно представить себе эту местность. А представьте себе, что поселков не 5, а 25! Все гораздо понятнее становится из схемы.
Это не карта местности. Здесь не выдержаны направления по сторонам света, не соблюден масштаб. На этой схеме отражен лишь факт существования пяти поселков и дорожной связи между ними. Такая схема называется графом.
Граф отображает элементный состав системы и структуру связей.
Составными частями графа являются вершины и ребра. Здесь вершины изображены кружками — это элементы системы, а ребра изображены линиями — это связи (отношения) между элементами. Глядя на этот граф, легко понять структуру дорожной системы в данной местности.
Построенный граф позволяет, например, ответить на вопрос: через какие поселки надо проехать, чтобы добраться из Репкино в Мышкино. Видно, что есть два возможных пути; обозначим их так:
1)Р — К — Б — М
2)Р - К — Д — Б — М
Очевидно, первый путь более выгодный, потому что он короче. Однако, если по какой-то причине дорога между К и Б окажется не проезжей (идут ремонтные работы или занесло снегом), то единственным остается второй путь. Граф на рис. 3.4 еще называют сетью.
Для сети характерна возможность множества различных путей перемещения по ребрам между некоторыми парами вершин.
Для сетей, также характерно наличие замкнутых путей, которые называются циклами. На рис. 3 имеется цикл: К — Д — Б — К. Кстати, термин «дорожная сеть» используется и в разговорной речи. И чем такая сеть гуще, тем лучше для сообщения, поскольку появляется множество различных вариантов проезда.
Граф, изображенный на рис., является неориентированным графом. На нем каждое ребро обозначает наличие дорожной связи между двумя пунктами. Но дорожная связь действует одинаково в обе стороны: если по дороге можно проехать от Б к М, то по ней же можно проехать и от М к Б. Такую связь еще называют симметричной.
А теперь рассмотрим другой пример графа, изображенного на рис. 4
Этот пример относится к медицине. Известно, что у разных людей кровь отличается по группе. Существуют четыре группы крови. Оказывается, что при переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы.
Граф на рис. 4 показывает возможные варианты переливания крови. Группы крови — это вершины графа с соответствующими номерами, а стрелки указывают на возможность переливания одной группы крови человеку с другой группой крови. Например, из этого графа видно, что кровь 1-й группы можно переливать любому человеку, а человек с первой группой крови воспринимает только кровь своей группы. Видно также, что человеку с 4-й группой крови можно переливать любую, но его собственную кровь можно переливать только в ту же группу.
Связи между вершинами данного графа несимметричны и поэтому изображаются направленными линиями со стрелками. Такие линии принято называть дугами (в отличие от ребер неориентированных графов). Граф с такими свойствами называетсяориентированным. Линия, выходящая и входящая в одну и ту же вершину, называется петлей. На рис. 4 присутствуют четыре таких петли.
4.Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.